Дабл-пост №2. Перемены в стране и судьбе отдельного человека
- обзор,
- фильм,
- авторский пост,
- нет,
- вилленброк,
- осси,
- пиночет
Так как эксперимент по сдвоенности обзоров на два фильмы, посчитаем удачным, продолжим этот ряд.
Опять рассмотрим сразу два фильма. Чем так одинаковы эти фильмы? Ну, тем, что я их посмотрел друг за другом, и тем, что в обоих фильмах присутствуют перемены общественного строя стран героев, и эти пертурбации так или иначе повлияли на судьбы героев. А так вроде бы ни в чем эти фильмы не совпадают.
Я вспомнил немецкий хороший фильм
Первый немецкий фильм
Говорят, в Германии до сих пор различаются восточные немцы – осси и западные – весси, но мы на этих отличиях не будем зацикливаться. Данный фильм повествует о жизни и проблемах одного из осси.
Всё в его жизни идёт хорошо и гладко, он доволен своей жизнью, но в какой-то момент в ней начинается черная полоса и ему приходится пройти через череду неурядиц: личных и финансовых. Автосалон был дважды ограблен, на героя и его жену в их доме было совершено нападение каких-то русскоязычных эмигрантов. А полиция как-то пренебрежительно отнеслась к этому. Ну если вспомнить недавнюю историю про русскую девочку Лизу, не удивительно. Посмотрел я на их рожи, мда… один из них какой-то белобрысый белорус или прибалтиец, другой какой-то засланный казачок, то ли с Юга России, то ли Украины, больно уж он смугловатый, но не кавказец. Но всё равно это русские бандиты, так как тут же мелькает русская мафия, правда среди криминалитета есть и африканские парнишки, которые развлекаются взломом домов и машин.
В жизни героя и его жены наступили паранойя и страх, герой даже покупает пистолет. Дело начало рушиться ещё после первого ограбления, но был шанс всё исправить, но после второго уже никаких особых шансов не осталось. А тут ещё вскоре от любвеобильного Вилленброка сваливает любовница, и студентка тоже разочаровывается в нём. И конце в дополнении жена тоже решила уйти от героя. Короче, жизнь решила испытать героя, и чуть не сломала его.
Но пройдя через это, герой приобретает новые жизненные ориентиры, и с философским стоицизмом переосмысливает свои жизненные достижения. Так ли были важны поставленные им перед собой цели?
Сюжет фильма прост, и я, каюсь, после часа просмотра досматривал фильм, прыгая на несколько минут, следовали полминуты просмотра и дальше прыжок, потому что спать уже хотелось. И так последние сорок минут. Но вроде фильм понял. Рассказанная история чем-то похожа на рассказ о кризисе среднего возраста, когда человек понимает, что занимался какой-то херней вместо исполнения своих юношеских мечт. Ведь в юности герой летал на планерах и мечтал стать летчиком. Но после некого казуса, когда его брат улетел на их планере на Запад, что было отмечено штази, дорога на аэродром герою была закрыта… и вот, жизнь сложилась и привела его к таком финалу.
Не знаю прав или нет, но в немецких фильмах, я заметил одну особенность. Это любовь к показу городских пейзажей, небольших ландшафтов, дорог и строений. Никакие внутренние особенности квартир и домов так не любимы немецкими режиссерами, как дома, урбанистические пейзажи в виде шоссе, машин, строений. Это ещё я заметил в фильме
Увиденные в этом фильме городские ландшафты Магдебурга мне напомнили советские времена, видимо социалистическое наследие страны ещё даёт о себе знать. Это немного унылые однотипные дома, небольшая разруха на фонах, ржавые потеки на стенах домов и строений. Все же чем-то восточногерманский дух отличается от западно-немецкой пряничной педантичности.
Второй фильм –
Этот фильм был номинирован на Оскар 2013 года как Лучший фильм на иностранном языке.
На этом референдуме чилийский народ должен сказать военному диктатору и правящей армейской верхушке либо «Да», либо «Нет». Уверенный в поддержке большинства населения и имеющий информационную поддержку диктатор соглашается на него.
Но давление международных организаций и правительств других стран вынуждает его предоставить хотя бы какое-то эфирное время оппозиции. И это оказалось 15 минут ночного эфира — это всё что диктатор разрешает нескольким политическим партиям, чтобы они объяснили чилийскому обществу почему нужно проголосовать против. Для заполнения этого времени оппозиция приглашает успешного рекламщика, сына одного из бывших политиков.
Главный герой фильма Рене Сааведра (Гаэль Гарсиа Берналь) после долгого времени вернулся из-за границы на успешную работу рекламщика на чилийском телевидении и хорошо понимает современные рекламные технологии. Он аполитичный, любит кататься на скейтборде, играет в игрушечную железную дорогу своего сына, имеет красивую гоночную машину, то есть вполне европейский представитель креативного класса.
Его просят помочь помочь друзьям своих родителей заполнить 15 минут эфирного времени, отданного оппозиции, агитационными роликами. И он решает заполнить их отличающимися от официоза жизнерадостными роликами в духе рекламы кола-колы или жвачки-соков-хлопьев. Что сначала вызывает непонимание со стороны заказчиков-оппозиционеров, но потом, видя, что это действует, команда оппозиции поддерживает его креативный подход. Правительственные телевизионные власти решают или перекупить Рене, или запугать его. Но это им не удаётся.
И несмотря на всего лишь 15 минут ночного эфира от оппозиции, чилийский народ говорит на референдуме Пиночету – Нет, конечно, благодаря не только этому проекту, но и ещё роликам из-за границы от видных американских и может европейских актеров и общественных деятелей.
Интересно наблюдать, как герой, воспитанный за границей в европейском свободном духе, вспоминающий ужасы своего детства, из-за чего ему и его семье пришлось уехать, пытается переломить атмосферу ужаса и страха, царящую в стране. Конечно, в фильме много надуманно и подчеркнуто ужасно и приукрашено, но выглядит правдоподобно, потому что в фильм включено множество документальных вставок. В герое нащупывается стальной стержень убеждений, и он довершает дело – рекламную кампанию оппозиции. С одной стороны герой должен использовать свои профессиональные навыки, с другой стороны свою душу и понимание счастья для своего народа.
В фильме я ожидал описание ужасов и страха времен правления хунты Пиночета, но, несмотря на упоминания и показ продолжающего беспредела полиции и военных патрулей, настроение фильма позитивное и светлое.
Фильм был снят в США и несет оттенок однозначной победы демократии, но есть и нечто самобытное, латиноамериканское. Он снят в духе восьмидесятых годов в той же палитре и, кажется, на ту же пленку, что и фильмы того периода.
Смотреть ли эти фильмы? Я не могу однозначно посоветовать их смотреть, но если вы любите арт-хаус и фильмы, отличающиеся от голливудской киножвачки, то посмотреть их стоит, особенно второй фильм.